Целевые группы: Учащиеся школы 1-11 классы, подростки «группы риска». Цель программы: Создание условий для решения профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной реабилитации в современном обществе. Коррекция девиантного поведения подростков «группы риска» с целью их адаптации в социуме.
Задачи программы: Программа направлена на решение следующих задач: защиту прав и законных интересов детей и подростков; снижение подростковой преступности; предупреждение безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении; профилактика алкоголизма и наркомании среди подростков; социально-психологическая помощь неблагополучным семьям; деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий; профилактика суицида среди подростков.
Ожидаемые результаты: Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит обеспечить создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных учащимися образовательного учреждения, реализацию государственных гарантий прав граждан на получение ими основного общего образования. Пояснительная записка Основой разработки программы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних является рост социальных отклонений в поведении детей, правонарушений , преступности среди несовершеннолетних, снижения моральных устоев в обществе. К причинам возникновения подобных явлений можно отнести следующие: крушение прежних идеалов, переориентация несовершеннолетних на новые, до конца не осознанные идеалы; педагогическая несостоятельность родителей и их низкий общеобразовательный уровень, с деформированными ценностными ориентациями; низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, либо их полное отсутствие, переход от строгих централизованных форм государственной и общественной жизни к рыночным отношениям. Такая ситуация не может не сказаться на психологии, самосознании, поведении особенно несовершеннолетних, которые являются наименее защищенной категорией. Профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетних давно уже признается основным направлением борьбы с преступностью. Особенно это важно, когда речь идет о профилактике преступлений несовершеннолетних. И роль школы здесь трудно переоценить. Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, безусловно, является поиск путей снижения роста преступлений среди молодежи и повышенная эффективность их профилактики. Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками. Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия: Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. Понятие делинквентное поведение (от лат. delinguens – совершающий поступок) определяет – противоправные, противозаконные и преступные поступки, влекущие за собой административную или уголовную ответственность: кражи, хулиганские действия, нанесение тяжких телесных повреждений, изнасилование и т.п. В зарубежных классификациях это понятие также применяется для обозначения поведения несовершеннолетних правонарушителей. Аддиктивное поведение – это употребление различных одурманивающих веществ (включая алкоголь и курение табака), изменяющих психическое состояние до того, как от них сформируется зависимость. Это еще не болезнь, а нарушение поведения. Аутоагрессивное поведение – это поступки, направленные на самого себя и связанные с психическими заболеваниями или сильными душевными расстройствами. Наиболее опасными из этих поступков – являются попытки суицида. Асоциальное поведение трудных подростков – выражается в неправильном отношении ребенка к школе, учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу, к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любыми средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ввел еще несколько понятий в рассматриваемой сфере: несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Конвенция о правах ребенка Конституция Российской Федерации Законы Российской Федерации: №124-ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные - 2.01.2000г. №32-ФЗ «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» - 27.06.1998г. №94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 8.02.1998г. №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"; законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; ведомственные и межведомственные нормативные правовые документы; Нормативные правовые документы окружных органов управления образованием и администрации образовательных учреждений; Устав МОУ Города Джанкоя Республики Крым «Школа № 4»; Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета»; Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности»; Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования; Программа психолого-социального сопровождения учащихся группы « риска», детей-сирот и учащихся с ОВЗ.
Направления деятельности в рамках организации 1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияний социума: наблюдение, анкетирование, собеседование; мониторинговое исследование; анализ и принятие решений (планирование).
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа. 3. Просветительская работа: 4. Приоритеты: создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания обучающихся; охранно-защитная деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения обучающихся, негативного семейного воспитания; пропаганда здорового образа жизни.
5. Работа в школьном коллективе обучающихся: проведение мероприятий по предупреждению правонарушений; с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды; индивидуальная работа, помощь обучающимся по устранению проблем школьной жизни.
6. Работа с родителями: изучение особенностей, интересов и потребностей семей; профилактика и коррекция негативной воспитательной среды в семье; помощь в преодолении негативных явлений в семье; распространение положительного опыта.
7. Взаимодействие с учреждениями и службами. Работа в социуме: использование других учреждений для организации профилактической деятельности; сотрудничество с субъектами профилактики для оказания компетентной помощи детям и семьям; организация каникулярного отдыха, полноценного досуга детей, временное трудоустройство подростков.
8. Методическая работа: Выступления на ШМО, педагогических советах, родительских лекториях, участие в городских, семинарах данного направления. Критерии отслеживания эффективности программы Отслеживание эффективности всей программы появление у подростков устойчивых интересов; положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учѐте в ОДН, КДН и ЗП; уменьшение количества детей «группы риска» уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечѐнности родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. Содержание программы Программа содержит 4 блока. 1. Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике правонарушений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, осуществление систематической работы с картотекой учащихся «группы риска». 2. Диагностическая работа предполагает создание банка данных об образе жизни семей учащихся, о положении детей в системе внутрисемейных отношений, выявление негативных привычек подростков, взаимоотношений подростков с учащимися и педагогами школы, организацию мониторинга уровня конфликтности. 3. Профилактическая работа со школьниками включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с подростками с девиантным поведением. Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через систему классных часов, общешкольных мероприятий, с помощью индивидуальных бесед. Она способствует формированию у учащихся представлений об адекватном поведении, о здоровой, несклонной к правонарушениям личности. Предупредительно-профилактическое направление включает в себя следующие аспекты: Проведение «Дня профилактики» совместно с заинтересованными ведомствами. Занятия совместно с ОДН ОВД проводятся систематически. Планируются в начальной школе (1-4 кл.) по 1 занятию в каждом классе, в средней (5-9 кл.) и старшей (10-11 кл.) – по 2 занятия в год. Так же запланированы занятия совместно с ГИБДД, начиная с первого класса. Курс предусматривает проведение 1 занятия в каждом классе. Занятия совместно с Госпожнадзором запланированы с первого класса по 1 занятию в год в каждом классе. Правовой всеобуч учащихся предполагает проведение занятий с учащимися, начиная с пятого класса, по 1мероприятию в год, а в среднем (5-8) – по 2 занятия. Беседы по пропаганде ЗОЖ будут проводиться с 1 класса по 4 класс – по 2 занятия, а с 5 по 9 – по 2 занятия в год. Планируются беседы со специалистами Института здоровья и гигиены, наркологом, психологами и др. специалистами. Организация досуговой деятельности учащихся «группы риска».
4. Профилактическая работа с родителями предусматривает установление неиспользованного резерва семейного воспитания, нахождение путей оптимального педагогического взаимодействия школы и семьи, включение семьи в воспитательный процесс через систему родительских собраний, общешкольных мероприятий с детьми и родителями. Этапы реализации Программы I этап. Подготовительный 2018-2019 учебный год – совершенствование нормативно-правовой базы; – определение стратегии и тактики деятельности; – укрепление межведомственного сотрудничества; – обобщение имеющегося опыта работы, ориентированного на профилактику правонарушений; – разработки методик и проведение в школе социологического исследования детей, учителей, родителей, направленной на профилактику правонарушений; – поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность; – создание службы социально- психологического сопровождения деятель. II этап. Внедрение 2019-2020 учебный год – оказание социальной и психолого-педагогической поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию; – использование в учебно-воспитательном процессе школы приемы и методы, обеспечивающие развитие у ребенка активного жизненного стиля поведения. III этап. Отслеживание и анализ результатов 2020-2021 учебный год – соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами – определение перспектив развития школы в этом направлении. Организационные мероприятия |