Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность. Асоциальное поведение трудных подростков – выражается в неправильном отношении ребенка к школе, учителям, в отрицательных интересах, в устойчивом влечении к неорганизованному досугу, к ярким впечатлениям улицы, к азарту, зрелищам и стремлении удовлетворить их любыми средствами, не подчиняясь школьному режиму и общим правилам, с демонстративным нарушением их, в склонности дезорганизовать общую работу, проявлять дерзость, грубость, циничные выходки. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ввел еще несколько понятий в рассматриваемой сфере: несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет; безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий. Основные законодательные и нормативно-правовые акты по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Конвенция о правах ребенка Конституция Российской Федерации Законы Российской Федерации: №124-ФЗ № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.06.1999г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные - 2.01.2000г. №32-ФЗ «О внесении дополнений в статью 123 Семейного кодекса Российской Федерации» - 27.06.1998г. №94-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Семейный кодекс Российской Федерации» от 8.02.1998г. №17-ФЗ «О внесении изменений и дополнения в ст.8 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1995 г. N 420 "Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением"; законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; ведомственные и межведомственные нормативные правовые документы; Нормативные правовые документы окружных органов управления образованием и администрации образовательных учреждений; Устав МОУ Города Джанкоя Республики Крым «Школа № 4»; Локальный акт «Положение о порядке постановки на внутришкольный учет и снятие с учета»; Локальный акт «Положение о Совете профилактики правонарушений и безнадзорности»; Локальный акт «Положение об образовательной программе дополнительного образования; Программа психолого-социального сопровождения учащихся группы « риска», детей-сирот и учащихся с ОВЗ.
Направления деятельности в рамках организации 1. Исследовательская работа: комплекс мероприятий, направленных на изучение личности ребенка, отслеживание влияний социума: наблюдение, анкетирование, собеседование; мониторинговое исследование; анализ и принятие решений (планирование).
2. Профилактическая коррекционно-развивающая работа. 3. Просветительская работа: 4. Приоритеты: создание в школе необходимых условий для успешного обучения и воспитания обучающихся; охранно-защитная деятельность; предупреждение правонарушений и отклоняющегося поведения обучающихся, негативного семейного воспитания; пропаганда здорового образа жизни.
5. Работа в школьном коллективе обучающихся: проведение мероприятий по предупреждению правонарушений; с неблагополучными обучающимися по корректированию отклоняющегося поведения и изменению воспитательной среды; индивидуальная работа, помощь обучающимся по устранению проблем школьной жизни.
6. Работа с родителями: изучение особенностей, интересов и потребностей семей; профилактика и коррекция негативной воспитательной среды в семье; помощь в преодолении негативных явлений в семье; распространение положительного опыта.
7. Взаимодействие с учреждениями и службами. Работа в социуме: использование других учреждений для организации профилактической деятельности; сотрудничество с субъектами профилактики для оказания компетентной помощи детям и семьям; организация каникулярного отдыха, полноценного досуга детей, временное трудоустройство подростков.
8. Методическая работа: Выступления на ШМО, педагогических советах, родительских лекториях, участие в городских, семинарах данного направления. Критерии отслеживания эффективности программы Отслеживание эффективности всей программы появление у подростков устойчивых интересов; положительная динамика изменения количества подростков, состоящих на учѐте в ОДН, КДН и ЗП; уменьшение количества детей «группы риска» уменьшение количества причин, по которым дети попадают в «группу риска».
Отслеживание эффективности каждого проводимого мероприятия программы проведение анкетирования, опросов участников (учащихся, родителей) с целью отслеживания эффективности, проводимых мероприятий, динамики осознания проблемы и отношения к ней, уровня и степени добровольной вовлечѐнности родителей и учащихся в мероприятия.
Конечный результат реализации программы Положительная динамика состояния преступности, преодоление тенденции роста числа правонарушений несовершеннолетних ,создание условий для обеспечения защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации в обществе, стабилизация числа беспризорных детей и подростков. |